О ВОИНСКОМ ПУТИ И ИСКУССТВЕ НИНДЗЮЦУ
- Если человек намерен изучить воинское искусство, - продолжает свой
рассказ Александр, - он должен познать свой организм на уровне физических
восприятий, знать из каких компонентов состоит тело. Так же необходимо познать
себя и на уровне духа. Иначе можно остаться разобщенным, неудовлетворенным или
даже разрушить свой организм. Человека можно сравнить с керосиновой лампой.
Огонь внутри нее - это дух, стекло снаружи - тело. Если огонь
разгорается, может треснуть стекло, тело разрушиться. Если дух
"задавить", он, хотя и не уничтожается, но слабеет до уровня искры.
Когда человек тренируется, не понимая, зачем это делает, он может привести свое
тело к ненужной "окаменелости". Понимание таково, что тело
- всего лишь колпачок, закрывающий от ветра и от всех стихий духовную
сущность. Привести в гармонию тело и дух могут помочь ведические знания.
Человек
посредством тренировки может прийти к состоянию камня, но далее необходимо
понять, что камень может только "стоять". Умение делать только
определенное - значит "стоять" в жизни. Быть просто колесом от
машины. На первом уровне человек должен "каменеть", раскрывая свое
желание: "Да, я воин!". Те, кто не проходят эту стадию, уходят с
воинского пути. Другие, которые отстояли свой путь через "упертость", далее способны пропускать другие величины
через те же упражнения, которые теперь становятся индикатором. Либо человек
продолжает "каменеть", либо становится более пластичным, приобретая
качества воды или огня - в зависимости от того, силу какой стихии
пропускает через себя. Но создание из занятий культа может превратить человека
в застывший камень. Живой пример: Масутацу Ояма уходил в занятия до такой степени, что из-за
перегрузок разрушилась печень. Если ветку гнуть, она будет гнуться до определенной
точки, затем сломается. Однажды в присутствии Учителя мы отрабатывали удары в
прыжке на скорость. В какой-то момент возникла боль в печени. Я продолжал
прыгать "через боль" - весь правый бок "окаменел".
Перешел на психологические движения - в ушах звенело. Видимо, цвет лица
выдал, а может Учитель иначе определил, что со мной происходит. Подошел ко мне
и говорит: "Ты мертвый. А раз мертвый, зачем еще обучаешься? Ты уже
умер!". Еще немного, и закончились бы мои занятия. Да, я уже не воспринимал
боль, настолько себя "доперебарывал". Но
такое игнорирование сигналов, посылаемых телом, ведет лишь к его разрушению.
Не
следует быть "упертым" в чем-то одном, об этом говорили многие
мастера, например, Брюс Ли. "Упертым" можно
быть до определенного момента, пока не поймешь, что есть и другие вещи, которые
так же "работают". Человек должен уметь входить в разные образы,
разные формы боя, принимать разные облики - ниндзюцу
этому учит. Если человек голоден, он берет картошку, нарезает, жарит, ест. Он
же вместо этого не выполняет удары серпами, руками, ногами. Должно быть умение
переключиться. Многие в единоборствах ищут какой-то стандарт. На самом деле
боевой уровень воинского учения - это просто из
"не могу" сделать "могу".
Боевое искусство вырабатывает способность концентрироваться, ниндзюцу, в частности, учит при помощи взгляда входить в
контакт с предметами и явлениями окружающей
действительности. Если, например, тебе холодно, а где-то вдали горит огонь,
можно при помощи взгляда почувствовать тепло. Один из примеров: однажды в
присутствии Учителя мы долго сидели на коленях, отрабатывая ударные формы,
после чего нужно было встать и выполнять бег. Помню, я не мог подняться, будучи
не в состоянии управлять нижней частью тела, как будто врос в землю. Учитель,
желая проверить, не обманываю ли я, говорит: "Вставай!" и делает удар
прямо перед моим носом. Я остался сидеть. Тогда он идет и берет большую кривую
палку. "Ну, сейчас тебе покажу!", - с этими словами подбегает ко
мне, замахивается и бьет прямо по голове, затем по спине, плечам. Я
кричу, но встать по-прежнему не могу. "Его на самом деле
"пробило", не притворяется", - с пониманием заметил
помощник Учителя. Страхом на меня нельзя было воздействовать. "Или
встаешь, делаешь бег или уходишь", - тем не менее, сказал Учитель.
Под угрозой потери я собрался и начал смотреть, как ребята вокруг бегают,
мысленно повторяя их движения. Чувствую, ноги начали "оживать".
Продолжал смотреть, пока не смог бежать.
Есть и другой аспект воинского искусства, который глубже
психологического, я его называю духовным аспектом. На завершающей стадии моего
обучения наставник продемонстрировал действительные возможности ниндзюцу. Как-то раз он встал напротив меня на расстоянии
трех-четырех метров. "Чем я сейчас тебя ударю?" - спросил он. Я
вслух предположил, что сначала будет удар ногой, затем последует еще что-то.
"Нет", - ответил он, " ударю тебя ребром ладони в
голову, вот так" - и показал, как это сделает. Я приготовился
отразить атаку. Но тут наставник поднял руку и описал ею дугу, как при
отводящем блоке. Я не успел понять, что произошло - свет померк в глазах, а пол "провалился", возникло ощущения
падения в черную бездну. Ничего не видя и не понимая, я все пытался
"поймать" почву под ногами. Когда ощущение притяжения земли и
осознание тела вернулись, понял, что полулежу на полу, а Учитель придерживает
мою голову. Передо мной было его лицо и ребро ладони, застывшее у моего лба.
Продолжение следует.