«ВЕЛИКОЕ УМЕНИЕ ПОХОЖЕ НА НЕ УМЕНИЕ»
(продолжение цикла бесед с Юрием
Тибиловым)
Как-то раз
во время нашего обучения Юрий Тибилов сам начал разговор и, как это
часто бывало, на юмористической ноте.
- С детства мои удары были очень плохими,
хуже, чем у других учеников, удары были корявые и над ними смеялись. А у других
были красивые, одним словом, настоящие каратистские удары. Но жизнь показала,
что мои удары стали «проходить» в бою, а их удары не «проходили». И я понял
причину: их удары имели законченную форму, фиксацию. А законченная форма имеет время
остановки, как остановившийся автомобиль. Но боевая техника должна быть подобна
реке, которая постоянно в движении. Если удар закончился, а центр тяжести продолжает
двигаться, то это не остановка, хотя и выглядит, как остановка. Важно, чтобы
центр тяжести все время находился в движении.
- Есть мнение, что красивый удар и сильный
удар – это одно и то же, - не мог не возразить я. - То есть если удар
выполняется в соответствии с канонами какого - либо стиля, он должен быть сильным.
- Великое умение, как сказал Лао цзы,
похоже на неумение, - ответил Юрий Тибилов. - Умение или красота – это еще не
функциональность. Удары не подвержены моде. Что такое красота? Допустим, два
человека начинают тренировать удар. Один выполняет его по правильной форме, по
канонам той или иной школы, а другой так, как сам считает правильным. И если
оба потратят на тренировку одинаковое количество времени, то второй человек будет в более выгодном положении, относительно
того, кто делает правильное, каноническое.
- Получается, что все эти каноны не
оправдывают себя?
- Как сказал опять-таки Лао цзы, «следы –
это не туфли». Сами туфли – это то, к чему человек пришел сам. А когда он берет
чужие следы, он делает по ним неправильную обувь.
- Тогда получается, что в мире боевых
искусств большинство людей, говоря образно, носят чужие туфли! - я был сам
удивлен таким открытием для себя.
- Совершенно верно, или я бы так сказал,
надевают чужую львиную шкуру. Потому что сегодня многие техники практикуются в
угоду красоте. Чтобы посмотрел кто-то и сказал: какая красота! Какой он
молодец! А на самом деле настоящее умение и на искусство-то не похоже. Если
посмотреть на работу мастеров, можно найти ее где-то не красивой, ведь она не
соответствует тем представлениям, которые складываются по кинофильмам. Мне
пришлось изучить техники разных школ и не просто изучить, смотря их. Я их испытал
на себе. И, сделав огромный круг, вернулся к тому, что делал изначально, к своей
корявой технике. Потому что понял, что при выставлении техники нельзя допускать
чужого. Лично твое - только оно обладает силой! Не стоит пытаться писать, как
Достоевский или как Лев Толстой. Ты должен писать, как пишешь ты. А как
Достоевский, уже написано Достоевским.
- Но есть ведь методика тренировки, когда
вначале копируется чужое, - вновь
попытался возразить я.
- Наверное, есть такой путь, когда ты
изучаешь работу разных мастеров… Но мой опыт, моя
жизнь мне подсказывают, что все те, кто преуспел в копировании чужой техники,
закончили ничем. Если, например, посмотреть бои без правил, бойцы, которые
выигрывают мир, не имеют канонической техники. Это техника, созданная ими самими.
Свое понимание боя более правильное. Здесь очень тонкая грань. Я видел людей,
которые исполняли технику очень хорошо, даже лучше наставника. Но в бою не
могли ее применить, потому что это чужая львиная шкура. Если сравнить с
музыкой, то сейчас пишутся новые песни. Когда-то был Чайковский, сейчас
рок-группы. Возможно человек, который нашел свое, сможет взять у того или иного
мастера рациональное зерно, но, слепо копируя, он ничего не найдет. Например,
тхэквондо – это, прежде всего, техника работы ног. Человек дополняет эту
технику работой рук. Казалось бы, простое дело – взял технику тхэквондо,
дополнил техникой бокса. На самом деле соединить не удастся. Разные системы
соединить очень трудно. Допустим, ты изучаешь борьбу и изучаешь бокс. Но
практика показывает: хорошая ударная техника может «обставить» того, кто
занимается и тем и другим понемногу. Хорошая техника ног, подчеркиваю, «хорошая»,
может противостоять чему-то. Но взять немного от тхэквондо, немного от бокса, немного
от борьбы – в итоге ничего не выходит. Это мое мнение. Потому что техника
ударов ног в сочетании с ударами рук – совершенно другая техника, нежели
тхэквондо. Техника ударов лежа, сидя – третья техника. В борьбе есть
запрещенные приемы, а в реальной жизни все это разрешено. Надо подобные моменты
учитывать. Если ты занимаешься сам, ты можешь для боя включать дозировано в
свои тренировки технику борьбы, бокса. Но, допустим, если хороший рукопашник пойдет
в тхэквондо, он вообще ничего не сможет там сделать. А борец, как и хороший драчун будут проигрывать в боксерском состязании. Одним
словом, человек может дозировано добавлять к своей технике взятое
из разных систем. Но я, вообще, за то, чтобы человек строил свою систему.
После этого разговор пошел об астральных
учителях, разговор, которого я давно ждал, потому что предполагал, что именно
здесь скрывается что-то значительное. И не ошибся. Записи продолжения беседы мы
постараемся представить уважаемому читателю в скором времени.
Александр
Беляев