КУНГ-ФУ – НЕ ДРАКА, КУНГ-ФУ – ЭТО
БОРЬБА!
-
Отличается ли то, что вы говорите одному, от того, что
говорите другому ученику - начал я как-то разговор с Юрием Тибиловым.
Он, как это часто бывало, отвечал с некоторой долей юмора:
- Я преподаю по-разному, в зависимости от
стадии, на которой находится ученик. И ради некоторых мне даже приходится
перевоплощаться в «учителя кунг-фу», потому что
человек ждет… Некоторые хотят видеть «подвиги» человека
в жизни: «Где вы выступали, кого вы победили, сколько раз и как, при каких
обстоятельствах?» И для достижения целей преподавателя приходится быть таким
человеком. Но, в действительности никакого значения не имеет, что ты сказал, а что
не сказал, и как оно было на самом деле. И было ли это вообще или нет. Мы живем
здесь и сейчас. А то, что было и то, что будет, не является важным. Для
некоторых все происходящее - как само собой разумеющееся. Они не задаются
никакими вопросами. Для меня же это загадка… Как,
например, сделать так, чтобы не оказываться там, где ты не хочешь быть?
Затем разговор перешел в область непосредственно воинских искусств, в
частности «вин-чунь», которому Юрий Борисович
посвятил много лет. Он выделяет его из
многих других, как искусство, по своей сути наиболее близкое к его собственному
пониманию единоборства.
- «Вин-чунь пошел
от деревьев…». Вообще, «вин-чунь» - это шаолиньское изобретение. Есть разные легенды. Например такая: один человек, не сдавший «выпускные экзамены»
в Шаолине, но сумевший сбежать из этого монастыря, в
противовес базовой технике Шаолиня, основал этот
стиль. Есть также предание, что основала его женщина, потому, что он легок в
применении даже для представительниц «слабого пола». Но это опять таки
обозначения того, что существует. Не важно, кто создал стиль, «эта женщина» или
«тот мужчина»… А важна сама его суть. На самом деле «вин-чуней» много, но мы
знаем только несколько, например «вин-чунь» Брюса Ли.
Возьмем японскую макивару.
По сути - это перенесенное из леса дерево, упругая ветка. Интересно, что Масутацу Ояма в ходе тренировок разрушил
огромное поваленное дерево за 1 год. На самом деле он не просто его бил, он с
ним работал. Ояма – кореец и техника его мягкая, хотя
сам он весьма жесткий человек. Но его тао - это очень
мягкие тао «вин чунь». А преподавание его было жестким и это чисто
по-японски.
Китаец, основавший окинавское
каратэ, приезжал на остров Окинаву и обучал японцев воинскому искусству «сорендзикен» (производное от китайского слова «Шаолинь»). Уезжая в очередной раз он,
садясь в лодку, бросил провожающим ученикам веточку ивы и крикнул: «Вот там и все
кунг-фу!», а затем «Идите вы на…!»,
и … уехал.
Я поясню, в чем здесь суть. Вот - качаются
ветки. Они большие и маленькие. Первое, что делаешь, это прилипание. Ветка за
тобою…Мышцы остаются мягкими, а внутренний стержень работает, и вес работает. Движется
волна. Ветки разной толщины, соответственно разной упругости. Но обретается
мощнейшая увязка сухожилий при расслабленной мышечной системе. Это секрет этой
техники. Он в дереве.
То, что макивару
перенесли в зал – это только напоминание о том, что дерево росло в лесу. Кто-то
использовал ветки одни или другие…. На самом деле это дерево. Макивара – это растущее дерево, перенесенное в зал. То же и
китайская кукла. Упругость японской макивары – это упругость дерева. Научишься с ним, научишься
и на человеке делать «вин чунь». Хотя это мой метод.
Может быть, кто-то знает и другой метод … «Вин чуней» много. Это все равно, что
сказать «борьба». Какая борьба? Борьбы много всякой.
Главное упражнение – это парное упражнение
- «чи сао». Важно достичь чувства
прилипания, которое можно тренировать на кукле. Но кукла должна максимально
соответствовать характеристикам дерева. А
те куклы, к которым мы привыкли… Я когда-то сделал макивару. Но, честно сказать, упругость пружин не давала
того качества, которое нужно для тренировок.
В такой работе обретается сверх сила. Она
во внутреннем стержне и в весе. Но никак не в мышцах. Волна не может идти в
напряженной мышечной среде. Например, если участок кнута сделать жестким, то
при ударе кнутом, волна не пойдет в ударную часть. Чтобы понять волну, лучше
работать на упругом дереве. Можно использовать поваленное дерево. Ветки
находятся в различных положениях, под различными углами. Возможны разные методы
вибрации, в этом участвует все тело. Есть представление, что «вин-чунь» – это только работа рук. На самом деле это и ноги,
и голова, и шея, - все участвует в прилипании, в вибрации. «Кунг-фу
– это не драка. Кунг-фу – это борьба!» Прилипание – и
есть гармония. Борьба происходит не обязательно лежа на ковре. К такой работе
надо относиться, как к борьбе, но не как к противостоянию, к драке.
- Чтобы не получилось дуэли со стеклянными бокалами…
- Совершенно верно. Не следует стеклянными
бокалами драться… Ни в коем случае. «Чокаться», только
«чокаться». Вот это основные моменты, на которые я обращаю
внимание. «Вин чунь» – это условное название. Мое
название – «следование». В покое бездействуешь, вынуждено следуешь
обстоятельствам… А что такое обстоятельства?
Обстоятельства – это борьба… Где-то уступаешь, где-то
нажимаешь. Инь перетекает в янь и обратно.
Свой стиль я называю «стилем горной реки».
Потому что, если дерево еще имеет какой-то элемент статики, то вода его не
имеет. Следуя потоку, развивается энергия «Ци». Но, необходимо
знать и чувствовать, как слабое, так и сильное. Как
мягкое, так и твердое. Должно родиться целое, в нем истинное кунг-фу.
Записал А. Беляев