КУНГ-ФУ – НЕ ДРАКА, КУНГ-ФУ – ЭТО БОРЬБА!

 

 - Отличается ли то, что вы говорите одному, от того, что говорите другому ученику - начал я как-то разговор с Юрием Тибиловым.

     Он, как это часто бывало, отвечал с некоторой долей юмора:

     - Я преподаю по-разному, в зависимости от стадии, на которой находится ученик. И ради некоторых мне даже приходится перевоплощаться в «учителя кунг-фу», потому что человек ждет… Некоторые хотят видеть «подвиги» человека в жизни: «Где вы выступали, кого вы победили, сколько раз и как, при каких обстоятельствах?» И для достижения целей преподавателя приходится быть таким человеком. Но, в действительности никакого значения не имеет, что ты сказал, а что не сказал, и как оно было на самом деле. И было ли это вообще или нет. Мы живем здесь и сейчас. А то, что было и то, что будет, не является важным. Для некоторых все происходящее - как само собой разумеющееся. Они не задаются никакими вопросами. Для меня же это загадка… Как, например, сделать так, чтобы не оказываться там, где ты не хочешь быть?

     Затем разговор перешел в область непосредственно воинских искусств, в частности «вин-чунь», которому Юрий Борисович посвятил много лет.  Он выделяет его из многих других, как искусство, по своей сути наиболее близкое к его собственному пониманию  единоборства.

    - «Вин-чунь пошел от деревьев…». Вообще, «вин-чунь» - это шаолиньское изобретение. Есть разные легенды. Например такая: один человек, не сдавший «выпускные экзамены» в Шаолине, но сумевший сбежать из этого монастыря, в противовес базовой технике Шаолиня, основал этот стиль. Есть также предание, что основала его женщина, потому, что он легок в применении даже для представительниц «слабого пола». Но это опять таки обозначения того, что существует. Не важно, кто создал стиль, «эта женщина» или «тот мужчина»… А важна сама его суть. На самом деле «вин-чуней» много, но мы знаем только несколько, например «вин-чунь» Брюса Ли.

     Возьмем японскую макивару. По сути - это перенесенное из леса дерево, упругая ветка. Интересно, что Масутацу Ояма в ходе тренировок разрушил огромное поваленное дерево за 1 год. На самом деле он не просто его бил, он с ним работал. Ояма – кореец и техника его мягкая, хотя сам он весьма жесткий человек. Но его тао - это очень мягкие тао «вин чунь». А преподавание его было жестким и это чисто по-японски.

     Китаец, основавший окинавское каратэ, приезжал на остров Окинаву и обучал японцев воинскому искусству «сорендзикен» (производное от китайского слова «Шаолинь»). Уезжая в очередной раз он, садясь в лодку, бросил провожающим ученикам веточку ивы и крикнул: «Вот там и все кунг-фу!», а затем «Идите вы на…!», и … уехал.

     Я поясню, в чем здесь суть. Вот - качаются ветки. Они большие и маленькие. Первое, что делаешь, это прилипание. Ветка за тобою…Мышцы остаются мягкими, а внутренний стержень работает, и вес работает. Движется волна. Ветки разной толщины, соответственно разной упругости. Но обретается мощнейшая увязка сухожилий при расслабленной мышечной системе. Это секрет этой техники. Он в дереве.

    То, что макивару перенесли в зал – это только напоминание о том, что дерево росло в лесу. Кто-то использовал ветки одни или другие…. На самом деле это дерево. Макивара – это растущее дерево, перенесенное в зал. То же и китайская кукла. Упругость японской макивары – это упругость дерева. Научишься с ним, научишься и на человеке делать «вин чунь». Хотя это мой метод. Может быть, кто-то знает и другой метод … «Вин чуней» много. Это все равно, что сказать «борьба». Какая борьба? Борьбы много всякой.

    Главное упражнение – это парное упражнение - «чи сао». Важно достичь чувства прилипания, которое можно тренировать на кукле. Но кукла должна максимально соответствовать характеристикам дерева.  А те куклы, к которым мы привыкли… Я когда-то сделал макивару. Но, честно сказать, упругость пружин не давала того качества, которое нужно для тренировок.

    В такой работе обретается сверх сила. Она во внутреннем стержне и в весе. Но никак не в мышцах. Волна не может идти в напряженной мышечной среде. Например, если участок кнута сделать жестким, то при ударе кнутом, волна не пойдет в ударную часть. Чтобы понять волну, лучше работать на упругом дереве. Можно использовать поваленное дерево. Ветки находятся в различных положениях, под различными углами. Возможны разные методы вибрации, в этом участвует все тело. Есть представление, что «вин-чунь» – это только работа рук. На самом деле это и ноги, и голова, и шея, - все участвует в прилипании, в вибрации. «Кунг-фу – это не драка. Кунг-фу – это борьба!» Прилипание – и есть гармония. Борьба происходит не обязательно лежа на ковре. К такой работе надо относиться, как к борьбе, но не как к противостоянию, к драке.

     - Чтобы не получилось дуэли со стеклянными бокалами…

     - Совершенно верно. Не следует стеклянными бокалами драться… Ни в коем случае. «Чокаться», только «чокаться». Вот это основные моменты, на которые я обращаю внимание. «Вин чунь» – это условное название. Мое название – «следование». В покое бездействуешь, вынуждено следуешь обстоятельствам… А что такое обстоятельства? Обстоятельства – это борьба… Где-то уступаешь, где-то нажимаешь. Инь перетекает в янь и обратно.

    Свой стиль я называю «стилем горной реки». Потому что, если дерево еще имеет какой-то элемент статики, то вода его не имеет. Следуя потоку, развивается энергия «Ци». Но, необходимо знать и чувствовать, как слабое, так и сильное. Как мягкое, так и твердое. Должно родиться целое, в нем истинное кунг-фу.

 

                                                                                  Записал А. Беляев

Хостинг от uCoz